Главная » Новости » Оценка емкости рынка экранопланов

Емкость будущего рынка экранопланов составит порядка 19 миллиардов рублей

Об этом специалисты Группы MARCS сообщили в интервью журналу «Секрет фирмы».

При расчете потенциальной емкости этого рынка, учитывались стоимость «Акваглайд-30» (240 млн руб.) и потенциальная потребность в них Балтийского, Азово-Черноморского, Средиземного и Адриатического бассейнов (около 80 единиц). При этом специалисты Группы MARCS подчеркнули, что речь идет именно о потенциальной емкости, поскольку в настоящий момент этот рынок еще не создан.

Напомним, что в 2008 году Группа MARCS провела по заказу АТТК оценку рыночных перспектив инновационного проекта — производство пассажирских экранопланов «Акваглайд-30» — и разработала бизнес-план для его реализации.

Согласно проведенным расчетам, объем инвестиций в этот проект составит порядка 20 млн евро, а их возврат ожидается через шесть-семь лет.

«Акваглайд-30» составит серьезную конкуренцию морскому, железнодорожному и автомобильному транспорту. Например, чтобы по железной дороге добраться из Санкт-Петербурга в Таллинн человеку потребуется почти полдня, в то время как экраноплан сможет его доставить менее чем за два часа. Сдерживающим фактором в этом случае может стать лишь цена проезда на экраноплане, которая согласно расчетам специалистов Группы MARCS, предполагается в

2−3 раза выше стоимости проезда на других перечисленных видах транспорта. На тех же направлениях, на которых отсутствуют прямые автомобильные и железнодорожные рейсы, экраноплан станет хорошей альтернативой.

Что же касается конкуренции с воздушными судами, то здесь ситуация противоположная. По скоростным характеристикам экраноплан уступает самолёту (например, время перелета из Петербурга в Хельсинки на самолете составит 1 час, тогда как экраноплану это расстояние придется преодолевать около двух часов), но выигрывает по стоимости проезда — по сравнению с экранопланом цена авиабилета дороже (в ряде случаев разница в цене доходит почти до 50 процентов). При этом необходимо учитывать, что и авиарейсы существуют не на всех направлениях, что повышает привлекательность экранопланов.

Усиливает конкурентные преимущества экранопланов и тот факт, что во многих приморских городах морские порты, которые станут пунктом отправления и прибытия экранопланов, как правило, располагаются значительно ближе аэропортов.

Проведенное Группой MARCS исследование показало, что такой транспорт станет интересен судоходным и круизным компаниям. При этом наибольший интерес к экранопланам выразили транспортные и туристические компании Азово-Черноморского бассейна (это связано с неразвитостью морской транспортной системы в этом регионе).
Экраноплан — многорежимное транспортное средство, способное за счёт «экранного эффекта» двигаться над водной или иной поверхностью без постоянного контакта с ней со скоростями, близкими к авиационным. Бесконтактные суда имеют преимущества перед самолетами за счёт более низкого расхода топлива, безопасности для окружающей среды и пассажиров, отсутствия необходимости в дорогостоящей инфраструктуре (при эксплуатации экраноплан не требует взлетно-посадочные полосы, порта, специально оборудованного причала, специальной техники для спуска на воду). АТТК (Арктическая торгово-транспортная компания) — научно-проектная производственная торговая компания, образованная в 1992 году. Основная деятельность — разработка и создание экранопланов. Имеет конструкторское бюро в г. Н. Новгород и производственно-испытательную базу в#nbsb;г. Чкаловск Нижегородской области.